Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОСТ

Благовещенский мост Санкт-Петербурга

  

Благовещенский мост, много лет носивший имя лейтенанта Шмидта, был открыт в 1850г., и стал самым длинным мостом в

Европе.

 

Свое название он получил в честь предмостной Благовещенской площади, ныне площадь Труда. Мост разделяет Неву и начало

Финского залива. Мост имеет восемь арочных пролетов, и с их количеством связана легенда, по которой Николай I обещал автору

проекта, инженеру С. В. Кербедзу, повышение в чине за каждый новый пролет. Историки развенчали этот миф, поскольку за

время строительства моста Кербедз только три раза повышался в звании. Во всяком случае, работу над мостом он закончил уже

как генерал.

 

В создании уникального облика моста принимал участие архитектор А. П. Брюллов. Он спроектировал решетки, изображающие

символы морской стихии. Не все задумки проектировщиков были осуществлены. Кербедз мечтал украсить опоры моста

скульптурами работы П. К. Клодта, но на это не хватило бюджета. Мост сразу полюбился петербуржцам и стал популярным

местом для прогулок. Особенно он понравился курильщикам, поскольку был единственным для того времени металлическим

мостом, и на нем разрешали курить. Неизвестный автор, живший в те годы писал:

 

Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх

искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто

филиграновый, а при полночном освещении является громадною массою…”

 

Николай I тоже любил гулять по Благовещенскому мосту. Однажды царь встретил там бедную траурную процессию. – “Кого

хоронят?” – спросил царь. Ему сказали: “Старого солдата, служившего царю и Отечеству”. И Николай I пошел за гробом солдата, а

за ним и вся его блестящая свита. Бедный солдат не мог бы даже мечтать о том, что в последний путь его будет провожать сам

государь.

 

После смерти Николая I, мост назвали Николаевским, тем более, что в то время на мосту стояла утраченная ныне часовня

святого Николая.

 

По стечению обстоятельств свой легендарный выстрел шестидюймовая пушка крейсера Аврора произвела именно от

Николаевского моста. Маяковский писал об этом:

 

“А из под Николаевского моста, как смерть,

глядит неласковая, Аврорьих башен сталь”.

 

Большевики переименовали мост в честь лейтенанта Шмидта, руководителя революционного восстания на крейсере Очаков, и

казненного за это в 1906г. Мост был два раза реконструирован. Старый Благовещенский мост, с изначальным разводным

механизмом и часовней можно увидеть в фильме Эйзенштейна “Октябрь”. В 1937г. Разводной механизм был изменен. А в 2007г.

 мост был расширен.

 

Во время реконструкций, он поразил строителей своей идеальной сохранностью и отличным состоянием всех деталей. Поэтому,

старые арочные конструкции были перевезены в Тверь и использованы в строительстве моста через Волгу. Старинные газовые

фонари были сняты и перевезены на Марсово поле, где и стоят до сих пор.

 

После последней реконструкции мосту было возвращено историческое название – Благовещенский.