Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ / МОСТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Большеохтинский мост или Мост Петра Великого

 

 

26 октября 1911 года, ровно сто лет назад, в Петербурге был открыт для движения мост императора Петра Великого, больше

известный нам под названием Большеохтинский. Осенью 2011 года в честь столетней годовщины впервые за историю

существования моста одна из его гранитных башен-маяков открыта для свободного посещения.

 

Любой желающий может попасть внутрь башни, подняться наверх по длинной винтовой лестнице, состоящей из 127 ступеней,

и увидеть Петербург под новым углом.

 

Первоначально данное мосту при закладке в 1909 году название – мост императора Петра Великого. Под таким именем

переправа просуществовала до 1917 года, после чего была переименована в БольшеохтЕнский мост (по названию реки Большая

Охта, впадающей в Неву неподалёку), а в 1956 году была внесена маленькая поправка, и мост, по новым правилам орфографии,

стал называться БольшеохтИнским.

 

Такое название сохранялось до 1991 года, в котором мосту было частично возвращено первоначальное название (без

слова «императора») – мост Петра Великого – его он и носит до сих пор. Тем не менее, в обиходе мост часто называют

Большеохтинским.

 

История закладки моста связана с трагедией на реке Неве. Его строительство планировалось еще с 1829 года (когда при

разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость создания переправы из центра в

рабочую Охту). Однако в силу разных причин дело откладывалось до тех пор, пока весной 1907 года при переправе на Охту не

затонуло судно «Архангельск», унесшее с собой жизни 50 человек. После этого трагического происшествия государем был отдан

приказ приступать к строительству моста незамедлительно.

 

Мост был выполнен по проекту «Свобода судоходству!» профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г.

Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова.  Он трёхпролётный, металлический, центральный пролёт –

разводной. Башни расположены у концов разводного пролёта и выполняют функции маяков. На верхних площадках башен

установлены большие фонари с зеркальными стёклами для освещения судами подходов к мосту. Кроме того, в нижней части

башен располагаются механизмы разводки моста.

 

Мост Петра Великого часто сравнивают с Эйфелевой башней: оба эти сооружения состоят из клепаных конструкций, их вес и

длина приблизительно равны, к тому же и Эйфелева башня, и Большеохтинский мост на заре своего существования вызывали

порицание со стороны горожан, а теперь знамениты на весь мир.

 

Существует легенда о том, что среди миллиона заклепок моста Петра Великого есть одна золотая, покрытая сверху металлом и

закрашенная в один цвет со всеми остальными. На сегодняшний день её всё еще не удалось отыскать.

 

Сейчас мост Петра Великого является одним из излюбленных мест для свадебных прогулок и фотосессий. А после недавно

завершенной реконструкции он засверкал новыми огнями и стал выглядеть еще более сказочно, заставляя сердце биться от

восторга. Не случайно с первого дня работы башни ежедневно по всей длине моста выстраивается очередь: коренные жители

Питера и туристы, люди всех возрастов хотят попасть внутрь и воспользоваться уникальной возможностью.

 

Вход на башню доступен ежедневно с 10:00 до 17:00, включая выходные. С 13:00 до 13:45 – перерыв на обед. Конечно, в будни

попасть туда несколько проще, дневная очередь состоит примерно из 30–40 человек, запускают маленькими группами по 3–5

человек: одни выходят, сразу же входят следующие. Одновременно в башне могут находится примерно 15–20 человек, места там

немного, особенно на верхнем этаже, который и является основной целью всех собравшихся, поэтому задерживаться не стоит –

«экскурсия» длится около 10 минут.

 

Самая главная рекомендация – серьезно подойти к вопросу экипировки. Одеться нужно действительно тепло, иначе посещение

башни может стать для вас настоящим испытанием холодом. Поэтому тёплая куртка или пальто, шапка или капюшон и

непременно перчатки, а то и варежки – обязательны. Мост со всех сторон обдувается ветрами, стоять в очереди придётся в

любом случае, пусть вам будет комфортно.

 

Если ехать к мосту со стороны центра города, то башни находятся по правую руку. Поэтому, дабы не обходить более чем

трехсотметровый в длину мост, сразу перейдите на правую сторону улицы. И последнее – непременно берите с собой

фотоаппарат, даже на обычную «мыльницу» фотографии получаются просто изумительными!

 

Кстати, фотографии моста, сделанные в начале двадцатого века, можно посмотреть в музее городской скульптуры.

 

Ясной погоды и ярких впечатлений!