ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ

Литейный мост

 

 

 

 

Город на Неве – так называют этот чудный и величественный город Санкт-Петербург. Мостов в нем не сосчитать и каждый сам по себе достопримечательность. Одним из них является Литейный мост, который возведен через Неву для соединения центра города с Выборгской стороной.

 

Все металлические строения моста весят 5902 тонны. Его ширина 34 метра, а в длину мост протянулся на 396 метров. Два тротуара шириной по 3 метра обеспечивает пешеходное соединение двух сторон города. Сегодня это шестипролетный железобетонный мост с одним разводным крылом. Литейный мост считается вторым постоянным мостом.

 

История возведения этого моста интересна и трагическая. За время проведения строительных работ, которые длились с 1875 по 1879 годы, произошло много событий, повлекших за собой человеческие жертвы. Возводить плашкоутный, то есть наводной мост через Неву, стали на месте переправы, которая была на пути в Швецию из России. Новый мост назвали Воскресенским, а когда через время его перенесли к Летнему саду, название изменили, и мост стал называться Петербургским. С появлением Литейного проспекта, который выходил на мост, его назвали Литейным.

Этот мост был наплавной, и когда бурный ледоход 1875 года снес его, было принято решение построить постоянный второй мост через Неву. Комиссия поручила инженеру Струве разработать новый проект моста арочного типа, который утвердил сам император. Со Струве был подписан контракт на строительство моста, и в августе 1875 года началось четырех летнее тяжелое строительство.

 

Глубина Невы в месте строительства моста составляла 24 метра, грунт дна был илистый и для крепости мостовых опор применили кессоны очень больших размеров. Подводные работы проводились в очень опасных условиях. При установке кессонов на дно реки возникали разного рода сложности. Один стал на место затонувшей, когда то баржи с камнями и когда поднялся уровень воды, кессон затопило в тот момент, когда там работали люди. Не обошлось без человеческих жертв. При спуске очередного кессона, произошел взрыв, и снова жертвы.

 

Эти катастрофы понесли за собой дополнительные расходы и задерживали строительство, и все же, с опозданием в один месяц в сентябре 1879 года строительство моста было завершено. Инженера А. Е. Струве возвели в чин генерал-майора.

 

Разводка моста изначально производилась вращением ворота вручную, а со временем ворот заменили водяной турбиной. Все кессонные опоры моста, заполненные бетоном, облицевали гранитом. Перила моста украшали литые чугунные секции архитектора К. Рахау. Они представляли собой настоящие произведения искусств, с гербом города в центре, который с двух сторон держат русалки, а их хвосты плавно переходят в орнамент из растений. На разводной части перила были металлические с простым рисунком. Электрические фонари освещали Литейный мост.

Реконструкция Литейного моста в 1966 - 1967 годах практически ничего не изменила в его облике. Опоры моста были признаны комиссией достаточно надежными, перестроили только их верхнюю часть, чтобы водрузить отлитые из стали пролетные строения. Кроме этого, на 10 метров увеличилась ширина транспортного полотна, что способствовало трехрядному движению транспорта. Перила моста сохранились, под мостом проложили пешеходные дорожки вдоль набережной и в нескольких местах оборудовали спуски к реке. Обновили фонари, и сегодня Литейный мост представляет собой массивное величественное сооружение, сверкающее огнями в ночи, и восхищающее туристов Санкт- Петербурга в дневное время своим великолепием и неповторимостью.

Развод мостов в Санкт-Петербурге