ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ

 

 

 

 

Зеленый мост сооружен над рекой Мойкой. Через него проходит Невский проспект - главная магистраль Санкт-Петербурга.

 

За время своего существования, мост сменил четыре имени: Зеленый, Полицейский, Народный, и вновь… Зеленый.

 

А известен он еще с 1717г, когда на пересечении реки Мойки и Большой Першпективной дороги был сооружен деревянный подъемный мост. В 1730г, когда мосты через Мойку покрасили в разные цвета, ему достался зеленый цвет, благодаря которому он и получил свое цветное имя.

 

В 1768-1771гг, около берега был возведен дом для генерал - полицмейстера Петербурга Н.И.Чичерина, поэтому и мост стал называться Полицейским. Усердный вельможа, благодаря которому были проведены многие работы по развитию и благоустройству столицы, отличался и широким хлебосольством. Но в 1777г, Петербург пережил самое ужасное по масштабам бедствия наводнение. Екатерина II обвинила начальника Петербургской полиции в нерасторопности, приведшей к гибели тысяч людей. Чичерин был уволен, и только благодаря заступничеству Г.А.Потемкина не был предан суду. А вот мост еще долго сохранял свое название.

Он стал первым чугунным мостом города, который здесь, на месте деревянного построил в 1806-1808гг, архитектор В.Гесте. Для этого он воспользовался проектом Р. Фултона, опубликованном в Лондоне в 1796г. Гесте перекрыл пролет пологим сводом, собранным из пустых чугунных блок - тюбингов, которые соединялись между собой болтами. Прочность чугуна позволила сделать арку гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов. Расширяясь, но не меняя конструкцию, мост сохранился до нашего времени. Ведь Гесте считал, что строить мосты необходимо “ с надлежащею прочностью и красотою”. Этот проект был утвержден, как типовой, и к 1837г, в Петербурге насчитывалось уже четырнадцать чугунных мостов.

 

Мостовые тротуары были выложены гранитными плитами на одном уровне с проезжей частью, и отделялись от нее металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, а гранитные обелиски были увенчаны золочеными шарами.

В 1842г, чтобы вместить оживленное движение Невского проспекта, мост расширили, при этом тротуары вынесли на металлические консоли, вместо решеток установили гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили чугунными фонарными столбами.

 

Вскоре, здесь была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, и как писали тогда в газетах:

”Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу,

потому что едва ли где бывает более езды, как

по Полицейскому мосту”.

 

В начале XX столетия, когда началось движение конок, а затем трамваев, мост снова увеличился в ширину, его фасадные арки украсили орнаменты, а чугунные фонарные столбы сменили железные канделябры с позолотой и шестигранными стеклянными фонарями.

 

В октябре 1918г, мост был переименован в Народный, в честь народа, совершившего революцию. И носил свое название до 1994г.

 

И вот он снова Зеленый.