Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ДОМ БАСИНА

доходный дом басина

 

Интересна и непредсказуема жизнь архитекторов. Большую часть своей жизни, они продумывают проекты и воплощают их. Но

знает ли хоть кто-нибудь из них, какое именно творение навсегда оставит след в истории, а о существовании которого, так никто

и не узнает? Знал ли Басин Николай Петрович, что среди двадцати возведенных по его чертежам в Санкт-Петербурге зданий,

именно собственный доходный дом будет привлекать тысячи туристов своим смелым и вызывающим видом?

 

Возможно, эпитет «вызывающий» не совсем подходит для архитектурного строения. Но никакое другое русское прилагательное

неспособно описать здание, которое так нагло, и в то же время, величественно выделяется среди других построек на площади

Островского. Сегодня сложно судить, намеренно ли Басин выбирал не вписывающиеся в общую панораму инструменты или же в

1878 году, когда и велись работы над данным проектом, у него было просто «игривое» настроение.

 

Так или иначе, Дом Николая Басина уверенно демонстрирует прохожим так называемый «русский» стиль, который в конце

девятнадцатого века начал набирать свою популярность. Любителям архитектуры понравится тот факт, что окружают Дом

Басина здания, выполненные в стиле классицизма, что позволяет воочию сравнить элементы двух разных направлений.

 

Сам же Басин словно нарочно, чтобы облегчить это сравнения использовал множество элементов «русского» стиля. Угловое

расположение позволяет выбрать такой ракурс, когда видны сразу два фасада, наличие которых создает своеобразный 3D

эффект, делает его более объемным. Подыгрывают этому эффекту еще и эркеры, имеющие, конечно же, не округлую, а грубую

многогранную форму. Все это формирует вокруг здания образ необычной сложной формы, в то время как в реальности Дом

Басина имеет форму обычного параллелограмма.

 

Но ни один, по-настоящему хороший архитектор, даже работающий в стиле минимализма, никогда не остановится на общем

образе проекта, а продолжит работать над мелкими деталями, а в случае с «русским» стилем, над микроскопическими. У людей,

связанных с искусством, может сложиться впечатление, что этот дом был своеобразной палитрой Басина, на которой он

смешивал все доступные ему краски. Так, на одном лишь фасаде переплетаются колонки, сандрики, кокошники, наличники.

Сложная лепнина напоминает мотивы древнерусской резьбы по дереву, вышивки на льняных полотнах.

 

И как, положив вишенку на вершину торта, заботливые петербуржцы окутали стены Дома Басина легендой. Говорят, что

завершенный вид здания вызвал у императора Александра III пробуждение патриотических чувств. Сразу же после этого, в

продолжение возрождения русских традиций, он сначала отрастил себе бороду, а потом издал указ о новой армейской форме:

шароварах и высоких сапогах. На сегодняшний день нет научных доказательств, подтверждающих, что именно это событие

повлияло на сознание императора. Тем не менее, Дому Басина стоит отдать должное – он действительно пробуждает мысли о

чем-то родном, русском.