Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

МОРСКОЙ КАНАЛ

Морской канал Санкт-Петербурга

 

Морской канал был прорыт отКронштадта к Петербургу в 1874 - 1885гг.

 

К этому времени потери бюджета из-за несовершенства Петербургского порта составили до семи миллионов рублей в год. Из-за

мелководья Финского залива морским судам приходилось разгружаться в Кронштадтской гавани на лихтере. Три дня

шла разгрузка, два – три дня уходило на путь к Петербургу и прохождению Николаевского и Дворцового мостов. Длительная

перевозка вела к лишним затратам, а двойная перегрузка товаров к их порче, потерям и разворовыванию. Поэтому открытие

Морского канала стало настоящим праздником. На берегу установили монумент, была выпущена медаль, а портреты

главных строителей канала были напечатаны на памятной открытке. Правда, на ней не нашлось места для портрета

Николая Ивановича Путилова, уверенного в том, что если Петр I прорубил окно в Европу, то он своим Морским

каналом, торговым портом и железной дорогой, наверняка, прорубит дверь в Европу и принесет России огромную выгоду.

 

В 1874 г. когда его проект был утвержден Александром II, Путилов, подпишет с временным управлением контракт и приступит к

его исполнению. Уже в октябре 1876 г. на берегу будущего Морского канала произойдет торжественное освещение этих работ. В

1885г. по каналу пройдут первые суда. Путилов умрет за пять лет до этого. Умрет от инфаркта, полностью разоренный, потому

что все свои деньги он вложит в создание будущего порта Санкт-Петербурга. Он завещал похоронить себя в часовне, на берегу

строящегося канала, и напротив своего завода - это будет исполнено, ведь сам Александр II скажет:

 

…что если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе,

я и на то согласился бы…”

 

 

На карте 1903 г. можно увидеть, что эта могила и в самом деле находилась напротив Путиловского завода, а вот Морского канала,

почему-то рядом нет. В Путиловском проекте планировалось создание двух ветвей: южной – основной, и северной. Южная ветвь

канала подходила к портовым сооружениям, к которым была подведена железная дорога, а для барок с зерном из внутренних

районов России создавался барочный специальный канал.

 

Да только в 1879 г. будет принято решение в первую очередь построить северную ветвь. А при ней всего лишь две небольшие

пристани. Потому что купцы считали, что океанские пароходы подойдут по Морскому каналу к Неве, и поплывут по ней

разыскивая, их буяны с доморощенными амбарами. Но эти пароходы не найдя нормального, современного порта просто

развернулись и ушли к другим балтийским городам.

 

В 1888 г. в газете “Новое время” будет написано о тех громадных потерях, которые ежегодно несет русская отпускная торговля.

 

Без Путиловского порта Морской канал Петербурга оказался каналом, ведущим в никуда.

 

К сегодняшнему дню не сохранилось могилы Путилова, правда есть Морской канал Петербурга, по которому к городу подходят

океанские корабли, и который обязательно будет назван Путиловским Морским каналом.