ЯНТАРНАЯ КОМНАТА В ЕКАТЕРИНИНСКОМ ДВОРЦЕ

 

 

 

 

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Потеря этого сокровища во время войны, так и осталась неразгаданной тайной.

 

С появлением шедевра, тоже связано несколько легенд. Ее история начинается с Пруссии. В начале XVII века, в Пруссии активно развивался янтарный промысел. Янтарь считался «золотом» Балтики. Курфюрсты Бранденбургские традиционно дарили искусно обработанный янтарь другим правителям. Вершиной обработки камня стало сооружение янтарной комнаты в Литценбурге, по приказу курфюрста Фридриха III в 1707 году.

 

Позже, ее перенесли в Ораниенбург, переделав в 30-ти метровую галерею. Фридрих-Вильгельм I, наследовавший престол, решил прекратить дорогие работы по украшению отцовского дворца. Однако по его распоряжению, янтарными панелями был облицован кабинет в замке в Берлине. Там его увидел Петр I и был так восхищен, что не смог скрыть желания иметь уникальный кабинет из “золотого” камня. Фридрих - Вильгельм I сделал такой подарок нашему императору.

Датой прибытия комнаты в Петербург, считается январь 1717 года. Кроме обработанных янтарных плит, прибыло много кусков янтаря. О том, куда хотел поместить янтарную галерею Петр I, не сохранилось никаких материалов. Елизавета Петровна, повелела архитектору Ф. Б. Растрелли оборудовать подарок в Зимнем дворце. Каменных панелей немного не хватило. Растрелли вставил зеркальные пилястры и часть панно из холста «под янтарь».

 

Екатерина II, в 1755 году перенесла драгоценную комнату в Царское село. Там в 96 метровом дворцом зале, Растрелли создал тот шедевр, который в течение 200 лет славился по всему миру. Зал был намного больше прежней комнаты. Янтарные плиты разместили по среднему ярусу, разделили зеркалами. Частично стены затянули холстом «под янтарь», в исполнении художника И. И. Вельского. Растрелли усилил впечатление от янтаря с помощью светильников из бронзы, резьбы с позолотой, зеркал и паркета из дорогих парод дерева. В центре потолка поместили огромную венецианскую картину XVIII века, рассказывающую о Мудрости, Юности и неверной Любви.

 

Роскошный янтарный кабинет пополнили мозаичные картины, выполненные в Италии в 1750 году, на которых были отображены пять главных человеческих чувств: видеть краски мира, слышать звуки, осязать предметы, чувствовать вкус и запах. Кроме того, Екатерина II развивала в России мебельное дело, поэтому «золотую» комнату украшали лучшие образцы резных комодов. Судьба одного из экспонатов довольно любопытна.

ФРАГМЕНТЫ янтарной комнаты фото
Янтарная комната детали

В годы войны фашисты разграбили Екатерининский дворец и вывезли ценности. В 1990 году один из комодов был найден в Берлине у частного коллекционера. Журнал «Шпигель» помог выкупить ценную мебель. Шедевр был возвращен во дворец в 2000 году.

 

Кроме роскошной мебели, дворцовый зал украшали драгоценные поделки из янтаря. С 1763 года холсты «под янтарь» стали заменяться подлинной янтарной мозаикой. За четыре года упорной работы мастеров, комната стала полностью янтарной. Для этого потребовалось 450 кг камня. Из-за перепадов температуры связанных с печным отоплением во дворце, янтарные панели быстро разрушались. В течение в XIX века кабинет три раза реставрировали. В 1917 году были сделаны цветные фотографии янтарного кабинета для каталога.

 

На летний период 1941 года, планировалась большая реставрация янтарной комнаты, но война разрушила все планы. Сначала было принято решение об эвакуации уникальной комнаты, но при попытке снятия, янтарные панно начали рассыпаться. Тогда провели консервацию кабинета. Панели были заклеены марлей, обложены ватными чехлами и закрыты деревянными щитами. К сожалению, уберечь от оккупантов Екатерининский дворец не удалось. Экспонаты были вывезены фашистами в Кенигсберг. В немецкой газете в ноябре 1941 года сообщалось о выставке части панно в Прусском музее. Во время отступления в конце войны немцы снова сняли янтарь и увезли. С тех пор следы шедевра теряются.

 

С 1983 года по решению Совмина РСФСР началось возрождение янтарной комнаты. Архитектор А. А. Кедринский стал руководителем проекта восстановления панно из «золотого» камня. В 1994 году панели, созданные по фотографиям, были установлены в первом ярусе. Началась работа над мозаичной картиной «Зрение». Вместе с комодом из Германии вернулись мозаичные картины «Обоняние», «Осязание».

 

К трехсотлетию Санкт-Петербурга долгая 24-летняя работа по восстановлению янтарной комнаты была закончена. Янтарный кабинет был полностью восстановлен и открылся для посещений. На церемонию открытия была приглашена делегация из Германии. Начался новый этап жизни этого уникального произведения. Музей (Екатерининский дворец) располагается в городе Пушкин в 25 км от Санкт-Петербурга.

 

Янтарная комната в Екатерининском дворце открыта для посещений группами с экскурсоводом или индивидуально.