Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ВОСЬМИГРАННЫЙ КОЛОДЕЦ

Гатчина. Восьмигранный колодец

 

В городе Гатчина, в одном из уголков дворцового парка, где в свое время среди замысловато переплетенных речек

и чарующих озер, бродил император Павел I, кроется изысканное архитектурное произведение - восьмигранный

колодец.

 

Колодец представляет собой гранитную чашу, около 7 метров диаметром, и более 2 метров глубиной. Абрис

колодца - чередование полукружных и остроугольных частей, как бы обведенных единым главным контуром

напоминает диковинный сказочный цветок.

 

Восьмигранный колодец одно из наиболее ранних произведений дворцового парка. В садах Гатчины, в отличие от

других усадеб, отсутствуют фонтаны. Родник, на берегу Серебряного озера, был взят в гранитную восьмигранную

оправу. Архитектор колодца, Антонио Ринальди, тот самый, по проекту которого, был в 1766г. - 1781 годах построен

большой Гатчинский дворец. И в 1770г. колонна Орла, расположенная все в том же парке.

 

Однако, обсуждая итальянского архитектора, было бы преступлением, не упомянуть о его творчестве и за

пределами Гатчины. Ведь именно ему принадлежат такие архитектурные произведения, как дворец Петра III и

Китайский дворец в Ломоносове, Китайский театр, Чесменская колонна, и Кагульский обелиск в Царском Селе, и

наконец, Храм Святой Екатерины ,Князь - Владимирский собор и Мраморный дворец в Санкт – Петербурге.

 

Что касается восьмигранного колодца, то он располагается в той же части парка, что и упомянутый большой

Гатчинский дворец. Этот участок получил название Английский сад, и является самой крупной частью дворцового

парка. Английский сад включает в себя два озера - Белое и Серебряное, а также большое количество прибрежных

территорий. Колодец является элементом композиции дворцового участка. 

грот Эхо в Гатчине

Туда же входит грот Эхо и Плоский мост.

 

В прежние века колодец использовался по назначению.

Гранитная чаша до самого верха наполнялась

ключевой водой, излишки который по подземной трубе

стекали в Серебряное озеро. Гуляя по парку, колодец

поначалу можно вовсе не заметить. Гранитная чаша,

едва поднимающаяся над уровнем газона, почти

сливается с ним и на первый взгляд может показаться природным образованием, а не произведением

архитектуры, настолько умело он вписан в ландшафт. Если подойди поближе, и взглянуть внимательно, невольно

поражаешься виртуозно нарисованной линии бассейна, и одновременно идеально найденным пропорциям. В

декоративном решении колодца, сочетающем классическую симметрию и изысканность, угадывается

индивидуальная художественная манера Антонио Ринальди.

 

Этот вроде бы неприметный уголок, на самом деле является существенной деталью в планировке парка не только

благодаря своей художественной ценности. Парко устроители XVIII века, считали что вода в пейзаже, это зеркало в

доме или глаза на лице человека. Надо сказать, что сам по себе колодец, является важным символом в народной

культуре. Не раз мы встречали героев сказок, которые отправившись набрать воды, сквозь колодец попадали в

волшебный мир. И до сих пор, хотя чаша пуста, а Серебряное озеро значительно обмелело, в восьмигранном

колодце и месте вокруг, чувствуется отголосок чего-то волшебного, сказочного.