ВОСЬМИГРАННЫЙ КОЛОДЕЦ

 

 

 

 

В городе Гатчина, в одном из уголков дворцового парка, где в свое время среди замысловато переплетенных речек и чарующих озер, бродил император Павел I, кроется изысканное архитектурное произведение – восьмигранный колодец.

 

Колодец представляет собой гранитную чашу, около 7 метров диаметром, и более 2 метров глубиной. Абрис колодца - чередование полукружных и остроугольных частей, как бы обведенных единым главным контуром напоминает диковинный сказочный цветок.

Восьмигранный колодец одно из наиболее ранних произведений дворцового парка. В садах Гатчины, в отличие от других усадеб, отсутствуют фонтаны. Родник, на берегу Серебряного озера, был взят в гранитную восьмигранную оправу. Архитектор колодца, Антонио Ринальди, тот самый, по проекту которого, был в 1766г. - 1781 годах построен большой Гатчинский дворец. И в 1770г. колонна Орла, расположенная все в том же парке.

 

Однако, обсуждая итальянского архитектора, было бы преступлением, не упомянуть о его творчестве и за пределами Гатчины. Ведь именно ему принадлежат такие архитектурные произведения, как дворец Петра III и Китайский дворец в Ломоносове, Китайский театр, Чесменская колонна, и Кагульский обелиск в Царском Селе, и наконец, Храм Святой Екатерины ,Князь - Владимирский собор и Мраморный дворец в Санкт – Петербурге.

ВОСЬМИГРАННЫЙ КОЛОДЕЦ

Что касается восьмигранного колодца, то он располагается в той же части парка, что и упомянутый большой Гатчинский дворец. Этот участок получил название Английский сад, и является самой крупной частью дворцового парка. Английский сад включает в себя два озера - Белое и Серебряное, а также большое количество прибрежных территорий. Колодец является элементом композиции дворцового участка.  Туда же входит грот Эхо и Плоский мост.

 

В прежние века колодец использовался по назначению. Гранитная чаша до самого верха наполнялась ключевой водой, излишки который по подземной трубе стекали в Серебряное озеро. Гуляя по парку, колодец поначалу можно вовсе не заметить. Гранитная чаша, едва поднимающаяся над уровнем газона, почти сливается с ним и на первый взгляд может показаться природным образованием, а не произведением архитектуры, настолько умело он вписан в ландшафт. Если подойди поближе, и взглянуть внимательно, невольно поражаешься виртуозно нарисованной линии бассейна, и одновременно идеально найденным пропорциям. В декоративном решении колодца, сочетающем классическую симметрию и изысканность, угадывается индивидуальная художественная манера Антонио Ринальди.

 

Этот вроде бы неприметный уголок, на самом деле является существенной деталью в планировке парка не только благодаря своей художественной ценности. Парко устроители XVIII века, считали что вода в пейзаже, это зеркало в доме или глаза на лице человека. Надо сказать, что сам по себе колодец, является важным символом в народной культуре. Не раз мы встречали героев сказок, которые отправившись набрать воды, сквозь колодец попадали в волшебный мир. И до сих пор, хотя чаша пуста, а Серебряное озеро значительно обмелело, в восьмигранном колодце и месте вокруг, чувствуется отголосок чего-то волшебного, сказочного.