КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ОРАНИЕНБАУМЕ

 

 

 

 

КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ОРАНИЕНБАУМЕ

Не только Санкт-Петербург насыщен достопримечательностями, но и его пригород не менее интересен парками и дворцами царственных особ. Это Пушкин и Стрельна, Гатчина и великолепный комплекс Петергоф, Ломоносов и знаменитая крепость Кронштадт. Меньше всего во времена Великой Отечественной войны пострадал Ломоносов, поэтому его дворцово-парковый комплекс хранит все тайны сооружений XVIII века.

 

Среди всех построек комплекса есть Китайский дворец, который отличается великолепием своего убранства от многих дворцов других комплексов.

 

В начале века здесь наслаждался жизнью светлейший князь Меньшиков А. Д. в своем Большом дворце, но попав в опалу в 1727 году, князь лишился Ораниенбаума, и резиденция перешла к Петру III. И лишь в 1762 году великая императрица Екатерина II приказала построить комплекс «Собственная дача» по проекту Ринальди, знаменитого итальянского архитектора, Китайский дворец стал частью этого комплекса.

Это был одноэтажный особняк, и лишь в середине XVIII века его архитектура поменяла свой облик. Дворец стал двухэтажным, по торцам были пристроены помещения, появилась застекленная галерея, а над нею балкон. Снаружи здание выглядит строго и сдержанно, зато внутренняя отделка говорит об изысканности и праздничности. Во дворце много живописи, и значительную ее часть составляю плафоны.

 

Ведущие мастера живописи из Венеции специально для интерьера Китайского дворца написал 13 плафонов.

 

Неповторимым изяществом живописных произведений отличается Зал муз, на стенах галереи которого, в убранстве легкой лепнины предстают перед нами девять очаровательных муз. Восточные мотивы присутствуют во всех залах Китайского дворца.

Они хорошо видны в оформлении стен Большого Китайского кабинета, на которых красуются деревянные наборные панно, представляющие собой мозаику, выполненную из тонких пластинок пород разного дерева. Сценки из китайской жизни доминируют на всех панно. Они показаны на фоне необыкновенных пейзажей. Самим оригинальным из всех залов Китайского дворца считается Стеклярусный кабинет. Он лучше всех сохранился и до сих пор имеет свою изначальную отделку. Его стены украшены необычной красоты панно, вышивка на которых выполнена стеклярусом из стеклянных трубочек матового цвета и специальным ворсистым разноцветным шелком. Таких панно всего 12 и украшают они стены Стеклярусного кабинета в золоченых рамках. Выполняли эти вышивки почти два года девять лучших вышивальщиц России.

 

Само за себя говорит название Портретной залы. Двадцать два портрета, написанные П. Ротари, украшают стены этого зала. Всю эту неповторимую красоту убранства Китайского дворца подчеркивает необыкновенный паркет всех залов. Изначально в залах был пол из искусственного мрамора, но уже в 70-80 годах, по проекту и рисункам все того же Ринальди, во всех залах Китайского дворца полы заменили на очень красивый наборной паркет. Для декора был применен паркет из красного дерева, амарантового, розового, а также клена, граба, березы и тиса.

Стеклярусный кабинет в китайском Дворце
Китайский дворец интерьеры

Говоря о Китайском дворце сегодня, можно смело сказать, что это строение, сохранившее подлинность отделки интерьера своего века, можно отнести к единственному в России зданию эпохи рококо. А назвали его Китайским из-за использованных в интерьерах настоящих японских и китайских предметов декора. Китайский дворец представляет собой эстетическое пристрастие и влияние моды XVIII века. С изумительной и неповторимой фантазией выполнено убранство всего дворца великими русскими и европейскими мастерами.

 

Аналогов Китайскому дворцу в Ораниенбауме нет в мире.