Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СЕМЕЙНАЯ РОЩА И МОСТ КЕНТАВРОВ

Семейная Роща и Мост Кентавров в Павловске

 

Очаровательный, и удивительно разновидный павловский парк заслуженно пользуется славой лучшего пейзажного парка

Европы. Своим очарованием парк во многом обязан холмистому ландшафту колоритных берегов реки Славянки, также

архитекторам и декораторам, которые виртуозно использовали преимущество этого ландшафта, органично вписав в него

архитектурные сооружения.

 

Василий Андреевич Жуковский о павловском парке писал:

”Что шаг, то новая в глазах картина…”

 

И, действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему. На правом берегу реки находится одно из самых

укромных мест павловского парка – Семейная Роща. По преданию, в 1785 г, Мария Федоровна, жена Павла I, родившая к тому

времени уже шестерых детей, положила начало прекрасной традиции. По случаю рождения каждого ребенка его бракосочетание,

или других важных семейных событий собственноручно сажать березу, привязывая к ней дощечку с надписью, рассказывающей

о событии, которому посвящено дерево.

 

Так, на берегу Славянки, почти напротив дворца была посажена Семейная Роща. Учитывая многочисленный состав семьи Павла

Петровича, площадь занимаемая рощей увеличивалась очень быстро. В 1787 г., в центре рощи, на пьедестале из розового

выборгского гранита была установлена ваза “Урна Судьбы” из зеленой волнистой яшмы. “Урна Судьбы” должна была служить

символом божественного выбора судьбы тех, в чью честь посажены деревья Семейной Рощи. Название вазы связано с

увлечением в XVIIIв временем античности. После Октябрьской революции ваза была разбита, а в Семейной Роще с деревьев

сняты памятные таблички. В кладовых дворца разбитая ваза простояла более полувека, и только в 2009 г. была

отреставрирована и возвращена в Павловский парк.

 

От Семейной Рощи на левый берег реки перекинут однопролетный арочный мост, построенный по проекту флорентийского

архитектора В. Бренна в 1795 – 1796 гг. В 1805 г. по замыслу русского зодчего А. Н. Воронихина, на нем были установлены статуи

мифологических существ с головой и туловищем человека на теле лошади – кентавров. Эти статуи дали название мосту – Мост

Кентавров. В Павловске Воронихину довелось осуществить трудную задачу возрождения художественного архитектурного образа

зала Большого Дворца, после пожара в 1803 г. Восстановив с огромным тактом и мастерством в убранстве все лучшее, сделанное

его предшественниками, Воронихин проявил себя не только, как строитель дворца, но и как участник создания художественного

ансамбля парка, где примерно в каждом районе он оставил доказательство своей выдумки, изобретательности и таланта.

Появление статуй кентавров оживило преддворцовый пейзаж в центральном районе. Первоначально, кентавры были гипсовыми,

отлитыми с римских скульптур Капитолийского музея в Риме. Затем они были заменены мраморными статуями. В Великую

Отечественную войну мост был разрушен, и в настоящее время после реконструкции на мосту - копии мраморных кентавров из

эпоксидной смолы.

 

Мост Кентавров – один из красивейших мостов в Павловском парке. Это пример удачного синтеза скульптуры, архитектуры и

пейзажа.