СЕМЕЙНАЯ РОЩА И МОСТ КЕНТАВРОВ

 

 

 

 

СЕМЕЙНАЯ РОЩА И МОСТ КЕНТАВРОВ

Очаровательный, и удивительно разновидный павловский парк заслуженно пользуется славой лучшего пейзажного парка Европы. Своим очарованием парк во многом обязан холмистому ландшафту колоритных берегов реки Славянки, также архитекторам и декораторам, которые виртуозно использовали преимущество этого ландшафта, органично вписав в него архитектурные сооружения.

 

Василий Андреевич Жуковский о павловском парке писал:

 

”Что шаг, то новая в глазах картина…”

 

И, действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему. На правом берегу реки находится одно из самых укромных мест павловского парка – Семейная Роща. По преданию, в 1785 г, Мария Федоровна, жена Павла I, родившая к тому времени уже шестерых детей, положила начало прекрасной традиции. По случаю рождения каждого ребенка его бракосочетание, или других важных семейных событий собственноручно сажать березу, привязывая к ней дощечку с надписью, рассказывающей о событии, которому посвящено дерево.

Так, на берегу Славянки, почти напротив дворца была посажена Семейная Роща. Учитывая многочисленный состав семьи Павла Петровича, площадь занимаемая рощей увеличивалась очень быстро. В 1787 г., в центре рощи, на пьедестале из розового выборгского гранита была установлена ваза “Урна Судьбы” из зеленой волнистой яшмы. “Урна Судьбы” должна была служить символом божественного выбора судьбы тех, в чью честь посажены деревья Семейной Рощи. Название вазы связано с увлечением в XVIIIв временем античности. После Октябрьской революции ваза была разбита, а в Семейной Роще с деревьев сняты памятные таблички. В кладовых дворца разбитая ваза простояла более полувека, и только в 2009 г. была отреставрирована и возвращена в Павловский парк.

 

От Семейной Рощи на левый берег реки перекинут однопролетный арочный мост, построенный по проекту флорентийского архитектора В. Бренна в 1795 – 1796 гг. В 1805 г. по замыслу русского зодчего А. Н. Воронихина, на нем были установлены статуи мифологических существ с головой и туловищем человека на теле лошади – кентавров. Эти статуи дали название мосту – Мост Кентавров. В Павловске, Воронихину довелось осуществить трудную задачу возрождения художественного архитектурного образа зала Большого Дворца, после пожара в 1803 г. Восстановив с огромным тактом и мастерством в убранстве все лучшее, сделанное его предшественниками, Воронихин проявил себя не только, как строитель дворца, но и как участник создания художественного ансамбля парка, где примерно в каждом районе он оставил доказательство своей выдумки, изобретательности и таланта.

Появление статуй кентавров оживило преддворцовый пейзаж в центральном районе. Первоначально, кентавры были гипсовыми, отлитыми с римских скульптур Капитолийского музея в Риме. Затем они были заменены мраморными статуями. В Великую Отечественную войну мост был разрушен, и в настоящее время после реконструкции на мосту - копии мраморных кентавров из эпоксидной смолы.

 

Мост Кентавров – один из красивейших мостов в Павловском парке. Это пример удачного синтеза скульптуры, архитектуры и пейзажа.