В 25 км от Санкт-Петербурга находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства – Государственный музей- заповедник “Павловск”. На возвышенном побережье реки Славянки построен прекрасный, уникальный дворец белозолотистого цвета.

 

На его месте в XVIIIв были лесные угодья и небольшие деревушки, которые в 1777г. Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу I. Став на престол в 1796 г., Павел издал указ о переименовании села в город Павловск. Так началась история загородной резиденции царей. Ее центром стал Павловский дворец, строительство которого было начато в 1780 г., шотландским архитектором Ч. Камероном. Однако, Павел I часто ставил под сомнения архитектурные замыслы Камерона.

Император хотел возвести дворец больших форм, нежели предполагалось по плану. В итоге здание было перестроено помощником Камерона, итальянцем по происхождению В. Бренна.

 

Но вскоре в новом дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадал центральный корпус и залы внутри. Казалось, сама судьба противостояла решению Павла, относительно разрастания дворца. Тем не менее, последствия пожара были оперативно устранены, а здание отреставрировал за два года русский архитектор Андрей Воронихин. Однако и он не смог завершить формирование дворцового ансамбля.

ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

 

 

 

 

ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Для окончания работ пригласили известнейшего мастера Карла Росси. Выдающийся градостроительный талант архитектора был запечатлен в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиознейшим дугообразным зданием Главного Штаба, Сенатской площади и созданием Сената и Синода. Несмотря, на красоту и роскошь дворца Павел чувствовал себя там неуютно, и впоследствии предпочел в качестве резиденции Гатчину. Однако, дворец недолго оставался без смотрителя, вскоре там стала хозяйничать супруга Павла, Мария Федоровна, которой Павловск был преподнесен в качестве подарка. Казалось, дворец снова заиграл яркими красками. Из самых дальних мест Павловского парка был виден его золотистый силуэт. Он и сегодня поражает утонченностью и красотой. Благодаря его удобнейшему месторасположению его величественной красотой можно полюбоваться с любого места в парке.

 

Уплощенный купол с шестьюдесятью четырьмя колоннами завершает композицию корпуса в центре в три этажа, который стал одной из наиболее ранних построек с изысканнейшей отделкой. Восьмидесятые г.г. 18 в. – дата его создания Чарльзом Камероном.

Соединение центрального корпуса со служебными строениями обозначено уникальными галерейными колоннами, таким образом, центральный двор становится похожим на подкову.

 

В 18 в. - Павлом I издается высочайший указ, согласно которому архитектором В.Бренна должны быть проведены работы по расширению дворца, уже ставшего императорской резиденцией. Этой цели служит возведение второго этажа над служебными строениями, и затем пристраиваются два флигеля, таким образом, центральный двор приобретает практически замкнувшийся вид. Галереи также претерпевают строительство выше второго этажа.

 

Ч. Камерон отдает предпочтение белым колоннам, поэтому они украшают главный корпус и обеспечивают поддержку дворцовому куполу, а также способствуют созданию чудесных открытых галерей. Красота белых колонн дополняется благодаря изящному лепному орнаменту, который опоясывает само строение и прекрасным барельефом.

В качестве декора фасады новых корпусов отделывались лепниной с различными сюжетами. Торцы закругленных строений идеально подчеркивают порталы из четырех колонн, создавая тем самым въезд к парадному плацу. С помощью этого удивительного приема Бренна удалось связать воедино все имеющиеся постройки.

 

19 в. - Кваренги Д. и Воронихиным А. завершается отделка дворца с парковой стороны. Именно данным периодом времени ознаменовано появление балкона, крыльца из мрамора и полукругообразного кабинета, получившего название «Фонарика». 1806 - 1807 г.г. – Гонзага П. украшает фреской настенную галерею со стороны реки Славянки. Этой галерее дано название Галерея Гонзага. Спустя несколько лет Росси К. вносит свою лепту и над ней возводится этаж с распложенной в нем библиотекой, украшенной многоарочными окнами и бюстами знаменитейших философов. С ее появлением дворцовая композиция становится завершенной.

Уникальные коллекции Павловского дворца формировались благодаря многочисленным путешествиям по Европе его хозяев.

 

Нанося визиты в самые знаменитые мастерские с приобретением картин, изделий из бронзы, столового фарфора, скульптур, а также мебели. Многие экспонаты, вошедшие в обстановку дворца, преподносились королевскими особами в качестве подарков.

Самого пристального внимания достойны коллекции изобразительного, декоративно-прикладного и античного искусства. Яркие представители русской и западноевропейской скульптуры служат украшением дворцовых залов и парка. Поражают воображение коллекции русской живописи и фарфора, среди которого изделия известнейших в те годы Императорского завода и Севрской фарфоровой мануфактуры. Мебель ярко представлена работами немецких, французских и русских мастеров. Основное место в оформлении интерьера залов отведено французской декоративной классике 18 в.: гобеленам, светильникам, канделябрам, сервизам из фарфора и часам из художественной бронзы. Сегодня музейные сокровищницы располагают уникальными миниатюрами, гравюрами, акварелями, коллекцией вееров и вышивок, редкими книгами, и изделиями из стекла и цветного камня.

 

Над центральным трехэтажным корпусом нависает плоский купол, который подпирают колонны. Фасады дворца также украшены колоннами. Тем не менее, сдержанность в оформлении отнюдь не умаляет его величия, лишь подчеркивает соответствие строгому декору классицизма. А вот интерьер изобилует пышностью и богатством. Особое внимание привлекают итальянский и греческий залы. Так, в итальянском зале собрана коллекция мраморной скульптуры, греческий зал оформлен в античном стиле, он имеет колонны, статуи в нишах, светильники на длинных цепях. В картинной галерее представлены полотна итальянских и голландских мастеров. удивляет величием тронный зал, занимающий 400 кв.м.

 

Эта уникальная красота значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны, фашисты похитили много ценных экспонатов, а сам дворец подожгли при отступлении. Только через 12 лет после победы первые залы дворца были открыты для посетителей. В 1983 г. Павловск получил статус музея-заповедника.

 

Сегодня, как и много лет назад, перед дворцом, гостей встречает император Павел I. Запечатленный в бронзовой скульптуре, он олицетворяет вечность, ее непреходящие и истинные ценности.