Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Павловский дворец в Санкт-Петербурге. Павловск фото

 Павловск фото

 

В 25 км от Санкт-Петербурга находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства – Государственный

музей- заповедник “Павловск”. На возвышенном побережье реки Славянки построен прекрасный, уникальный дворец

белозолотистого цвета.

  

На его месте в XVIIIв были лесные угодья и небольшие деревушки, которые в 1777г. Екатерина II пожаловала своему сыну,

будущему императору Павлу I. Став на престол в 1796 г., Павел издал указ о переименовании села в город Павловск. Так началась

история загородной резиденции царей. Ее центром стал Павловский дворец, строительство которого было начато в 1780 г.,

шотландским архитектором Ч. Камероном. Однако, Павел I часто ставил под сомнения архитектурные замыслы Камерона.

Император хотел возвести дворец больших форм, нежели предполагалось по плану. В итоге здание было перестроено

помощником Камерона, итальянцем по происхождению В. Бренна.

 

Но вскоре в новом дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадал центральный корпус и залы внутри. Казалось, сама

судьба противостояла решению Павла, относительно разрастания дворца. Тем не менее, последствия пожара были оперативно

устранены, а здание отреставрировал за два года русский архитектор Андрей Воронихин. Однако и он не смог завершить

формирование дворцового ансамбля.

 

Для окончания работ пригласили известнейшего мастера Карла Росси. Выдающийся градостроительный талант архитектора был

запечатлен в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиознейшим дугообразным зданием Главного Штаба,

Сенатской площади и созданием Сената и Синода. Несмотря, на красоту и роскошь дворца Павел чувствовал себя там неуютно, и

впоследствии предпочел в качестве резиденции Гатчину. Однако, дворец недолго оставался без смотрителя, вскоре там

стала хозяйничать супруга Павла, Мария Федоровна, которой Павловск был преподнесен в качестве подарка. Казалось, дворец

снова заиграл яркими красками. Из самых дальних мест Павловского парка был виден его золотистый силуэт. Он и сегодня

поражает утонченностью и красотой.

 

Благодаря его удобнейшему месторасположению его величественной красотой можно полюбоваться с любого места в парке.

Уплощенный купол с шестьюдесятью четырьмя колоннами завершает композицию корпуса в центре в три этажа, который стал

одной из наиболее ранних построек с изысканнейшей отделкой. Восьмидесятые г.г. 18 в. – дата его создания Чарльзом

Камероном.

 

Соединение центрального корпуса со служебными строениями обозначено уникальными галерейными колоннами, таким

образом, центральный двор становится похожим на подкову.

 

В 18 в. - Павлом I издается высочайший указ, согласно которому архитектором В.Бренна должны быть проведены работы по

расширению дворца, уже ставшего императорской резиденцией. Этой цели служит возведение второго этажа над служебными

строениями, и затем пристраиваются два флигеля, таким образом, центральный двор приобретает практически замкнувшийся

вид. Галереи также претерпевают строительство выше второго этажа.

 

Ч. Камерон отдает предпочтение белым колоннам, поэтому они украшают главный корпус и обеспечивают поддержку

дворцовому куполу, а также способствуют созданию чудесных открытых галерей. Красота белых колонн дополняется благодаря

изящному лепному орнаменту, который опоясывает само строение и прекрасным барельефом.

 

В качестве декора фасады новых корпусов отделывались лепниной с различными сюжетами. Торцы закругленных строений

идеально подчеркивают порталы из четырех колонн, создавая тем самым въезд к парадному плацу. С помощью этого

удивительного приема Бренна удалось связать воедино все имеющиеся постройки.

 

19 в. - Кваренги Д. и Воронихиным А. завершается отделка дворца с парковой стороны. Именно данным периодом времени

ознаменовано появление балкона, крыльца из мрамора и полукругообразного кабинета, получившего название «Фонарика». 1806-

1807 г.г. – Гонзага П. украшает фреской настенную галерею со стороны реки Славянки. Этой галерее дано название Галерея

Гонзага. Спустя несколько лет Росси К. вносит свою лепту и над ней возводится этаж с распложенной в нем библиотекой,

украшенной многоарочными окнами и бюстами знаменитейших философов. С ее появлением дворцовая композиция становится

завершенной.

 

Уникальные коллекции Павловского дворца формировались благодаря многочисленным путешествиям по Европе его хозяев.

Нанося визиты в самые знаменитые мастерские с приобретением картин, изделий из бронзы, столового фарфора, скульптур, а

также мебели. Многие экспонаты, вошедшие в обстановку дворца, преподносились королевскими особами в качестве подарков.

Самого пристального внимания достойны коллекции изобразительного, декоративно-прикладного и античного искусства. Яркие

представители русской и западноевропейской скульптуры служат украшением дворцовых залов и парка. Поражают воображение

коллекции русской живописи и фарфора, среди которого изделия известнейших в те годы Императорского завода и Севрской

фарфоровой мануфактуры. Мебель ярко представлена работами немецких, французских и русских мастеров. Основное место в

оформлении интерьера залов отведено французской декоративной классике 18 в.: гобеленам, светильникам, канделябрам,

сервизам из фарфора и часам из художественной бронзы. Сегодня музейные сокровищницы располагают уникальными

миниатюрами, гравюрами, акварелями, коллекцией вееров и вышивок, редкими книгами, и изделиями из стекла и цветного

камня.

 

Над центральным трехэтажным корпусом нависает плоский купол, который подпирают колонны. Фасады дворца также

украшены колоннами. Тем не менее, сдержанность в оформлении отнюдь не умаляет его величия, лишь подчеркивает

соответствие строгому декору классицизма. А вот интерьер изобилует пышностью и богатством. Особое внимание привлекают

итальянский и греческий залы. Так, в итальянском зале собрана коллекция мраморной скульптуры, греческий зал оформлен в

античном стиле, он имеет колонны, статуи в нишах, светильники на длинных цепях. В картинной галерее представлены полотна

итальянских и голландских мастеров. удивляет величием тронный зал, занимающий 400 кв.м. 

 

Эта уникальная красота значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны, фашисты похитили много ценных

экспонатов, а сам дворец подожгли при отступлении. Только через 12 лет после победы первые залы дворца были открыты для

посетителей. В 1983 г. Павловск получил статус музея-заповедника. Сегодня, как и много лет назад, перед дворцом, гостей

встречает император Павел I. Запечатленный в бронзовой скульптуре, он олицетворяет вечность, ее непреходящие и истинные

ценности.