Большой Каскад Петергофа. Самый грандиозный и удивительный памятник, прославляющий победу России над Швецией.
Пятнадцатилетний Карл VII вступив на престол в 1697г. унаследует сильное и влиятельное государство, герб которого украшали грозные львы. Большую часть своего царствования он потратит на продолжительные войны, стремясь окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе. Одерживая победу за победой, он обретет славу непобедимого рыцаря, льва полуночи, северного Александра Македонского. В 1700г. Карл VII с легкостью разобьет армию Петра I под Нарвой. Наступил 1709г.
Под Полтавой уже Петр I одержит блестящую победу над войсками полуночного льва. По библейскому преданию «однажды Самсону повстречался молодой лев, и сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва, как козленка». Победа была одержана именно в день св. Сампсона, имя которого заставляет вспомнить и о библейском Самсоне, обладавшем неимоверной силой.
С тех пор Петра часто называли "Самсоном Российским, рыкающего льва преславно растерзавшим…", а образ могучего героя стал олицетворением мощи Российского государства.
Лучшего же символа победы над Швецией, чем поверженный лев, было просто не найти. Поэтому, когда для украшения Летнего сада Петр I заказал венецианцу П.Баратта скульптурную группу в честь победы России над Швецией, то Баратта изобразил крылатую Нику, которая попирает ногой поверженного льва, венчая Россию лавровым венком.
Во славу Полтавской баталии царь собирался создать фонтан в Петергофе, где победа над Карлом VII, представлялась бы в виде одоления Гераклом Вернейской гидры, но этот замысел тогда осуществлен так и не был.
В 1734г. уже при Анне Иоанновне Россия торжественно отмечала 25-летие Полтавской битвы. И тогда было принято решение о создании величественного фонтана в честь этой победы. Эту работу поручили скульптору К.Растрелли, отцу архитектора Ф.Растрелли. Летом 1735г. могучий герой, вступивший в яростный бой с громадным львом, встал на высокий пьедестал в центре ковша Большого каскада. К.Растрелли смог до такой степени точно вписать новый фонтан в грандиозную панораму каскада и дворца, залива и канала, что кажется, Самсон стоял здесь всегда. Но ведь недаром именно здесь и было сказано: «… отсель грозить мы будем шведу…».
Самсон уже 275 лет украшает ковш Большого каскада Петергофа. Первоначально, в 1735г. фонтан был сделан К.Б.Растрелли. Он изобразил могучего библейского героя в развивающемся за спиной плаще, вступившего в жестокую схватку со львом.
Скульптура была отлита из свинца, и поэтому уже к концу XVIIв. она деформировалась и потребовала замены. Выполнение второго Самсона, Павел I поручил М.И.Козловскому.
Он сохранил основу композиции Растрелли, но дал иной образ героя, уподобив его героям античности. Его Самсон вызывает восхищение не только своей силой, но и красотой атлетически сложенного тела.
Богатырь, одолевающий в смертельном поединке страшного зверя, стал олицетворением мощи России, и ее народа. В 1802г. созданная Козловским скульптура была установлена на массивный пьедестал, сооруженный по проекту А.Воронихина.
И 140 лет Самсон Козловского по праву считался одним из лучших памятников Русской воинской славы.
В сентябре 1941г., когда гитлеровцы захватили Петергоф, Самсон продолжал стоять на своем месте. Для снятия 5-тонной скульптуры у сотрудников музея не было ни приспособлений, ни сил. Немцы вывезут Самсона в Германию и переплавят. Через два с половиной года враг будет изгнан и начнется восстановление Петергофа. Вскоре будет принято решение и о воссоздании знаменитого фонтана. За выполнение этого задания возьмется скульптор В. Л. Симонов, переживший в Ленинграде самую страшную первую блокадную зиму. Работа предстояла очень сложная и кропотливая. Ведь ни всестороннего фотографирования, ни точных обмеров скульптуры никогда не проводилось. Через газеты и радио, к ленинградцам обратились с просьбой прислать сохранившиеся у них довоенные снимки. Из многих сотен фотографий удалось отобрать всего восемнадцать. По ним Симонов изготовил сначала восемнадцать силуэтов статуй, в 1/10 её натуральной величины (30 см), а затем маленькую статуэтку, точно копирующую творение Козловского. Дальше последовала работа над моделью в натуральную величину - 3м24см. Отливали статую в бронзе на Ленинградском заводе Монументскульптура. Литейщики трудились круглосуточно, считая эту работу своим почетным долгом. И внимательно следили за ходом выполнения всех работ В. Л. Симонов, и его неизменный помощник Н.В.Михайлов. 31 августа 1947г. по улицам Ленинграда медленно проезжал возрожденный Самсон.
Военные отдавали ему честь, а горожане смеялись, плакали от радости и забрасывали его цветами. А у самого подножия статуи, почти незаметный, в темной куртке и серой кепочке, сидел В.Симонов и тоже не мог сдержать слезы.
14 сентября струи возрожденного фонтана снова взметнулись на двадцатиметровую высоту.