Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

САМСОН, РАЗДИРАЮЩИЙ ПАСТЬ ЛЬВА 

 

История создания фонтана Самсон.

 

Большой Каскад Петергофа. Самый грандиозный и удивительный памятник, прославляющий победу России над Швецией.

 

Пятнадцатилетний Карл VII вступив на престол в 1697г. унаследует сильное и влиятельное государство, герб которого украшали

грозные львы. Большую часть своего царствования он потратит на продолжительные войны, стремясь окончательно сделать

Швецию доминирующей силой в Северной Европе. Одерживая победу за победой, он обретет славу непобедимого рыцаря, льва

полуночи, северного Александра Македонского. В 1700г. Карл VII с легкостью разобьет армию Петра I под Нарвой. Наступил 1709г.

Под Полтавой уже Петр I одержит блестящую победу над войсками полуночного льва. По библейскому преданию «однажды

Самсону повстречался молодой лев, и сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва, как козленка». Победа была одержана

именно в день св. Сампсона, имя которого заставляет вспомнить и о библейском Самсоне, обладавшем неимоверной силой. С тех

пор Петра часто называли "Самсоном Российским, рыкающего льва преславно растерзавшим…", а образ могучего героя стал

олицетворением мощи Российского государства.

 

Лучшего же символа победы над Швецией, чем поверженный лев, было просто не найти. Поэтому, когда для украшения

Летнего сада Петр I заказал венецианцу П.Баратта скульптурную группу  в честь победы России над Швецией, то Баратта

изобразил крылатую Нику, которая попирает ногой поверженного льва, венчая Россию лавровым венком.

 

Во славу Полтавской баталии царь собирался создать фонтан в Петергофе, где победа над Карлом VII, представлялась бы в виде

одоления Гераклом Вернейской гидры, но этот замысел тогда осуществлен так и не был.

 

 

В 1734г. уже при Анне Иоанновне Россия торжественно отмечала

25-летие Полтавской битвы. И тогда было принято решение о

создании величественного фонтана в честь этой победы. Эту

работу поручили скульптору К.Растрелли, отцу архитектора

Ф.Растрелли. Летом 1735г.  могучий герой, вступивший в яростный

бой с громадным львом, встал на высокий пьедестал в центре

ковша Большого каскада. К.Растрелли смог до такой степени

точно вписать новый фонтан в грандиозную панораму каскада

и дворца, залива и канала, что кажется, Самсон стоял здесь

всегда. Но  ведь недаром именно здесь и было сказано: «… отсель

грозить мы будем шведу…».

 

 

Возрождение фонтана Самсон.

 

Самсон уже 275 лет украшает ковш Большого каскада Петергофа.

Первоначально, в 1735г. фонтан был сделан К.Б.Растрелли. Он

изобразил могучего библейского героя в развивающемся за

спиной плаще, вступившего в жестокую схватку со львом.

Скульптура была отлита из свинца, и поэтому

уже к концу XVIIв. она деформировалась и потребовала замены. Выполнение второго Самсона, Павел I поручил М.И.Козловскому.

Он сохранил основу композиции Растрелли, но дал иной образ героя, уподобив его героям античности. Его Самсон вызывает

восхищение не только своей силой, но и красотой атлетически сложенного тела.

 

Богатырь, одолевающий в смертельном поединке страшного зверя, стал олицетворением мощи России, и ее народа. В 1802г.

созданная Козловским скульптура была установлена на массивный пьедестал, сооруженный по проекту А.Воронихина.

 

И 140 лет Самсон Козловского по праву считался одним из лучших памятников Русской воинской славы.

  

В сентябре 1941г., когда гитлеровцы захватили Петергоф, Самсон продолжал стоять на своем месте. Для снятия 5-тонной

скульптуры у сотрудников музея не было ни приспособлений, ни сил. Немцы вывезут Самсона в Германию и переплавят. Через

два с половиной года враг будет изгнан и начнется восстановление Петергофа. Вскоре будет принято решение и о воссоздании

знаменитого фонтана. За выполнение этого задания возьмется скульптор В. Л. Симонов, переживший в Ленинграде самую

страшную первую блокадную зиму. Работа предстояла очень сложная и кропотливая. Ведь ни всестороннего фотографирования,

ни точных обмеров скульптуры никогда не проводилось. Через газеты и радио, к ленинградцам обратились с просьбой прислать

сохранившиеся у них довоенные снимки. Из многих сотен фотографий удалось отобрать всего восемнадцать. По ним Симонов

изготовил сначала восемнадцать силуэтов статуй, в 1/10 её натуральной величины (30 см), а затем маленькую статуэтку, точно

копирующую творение Козловского. Дальше последовала работа над моделью в натуральную величину - 3м24см. Отливали

статую в бронзе на Ленинградском заводе Монументскульптура. Литейщики трудились круглосуточно, считая эту работу

своим почетным долгом. И внимательно следили за ходом выполнения всех работ В. Л. Симонов, и его

неизменный помощник Н.В.Михайлов. 31 августа 1947г. по улицам Ленинграда медленно проезжал возрожденный Самсон.

Военные отдавали ему честь, а горожане смеялись, плакали от радости и забрасывали его цветами. А у самого подножия статуи,

почти незаметный, в темной куртке и серой кепочке, сидел В.Симонов и тоже не мог сдержать слезы.

 

 

14 сентября струи возрожденного фонтана снова взметнулись на двадцатиметровую высоту.