ДВОРЕЦ МАРЛИ В ПЕТЕРГОФЕ

 

 

 

 

Марли Петергоф

Основным зданием западной части Нижнего парка по праву может считаться “пряничный домик” - дворец Марли, издали действительно похожий на уютный пряничный домик.

 

Он был сооружён в 1720-1723 гг. В строительстве дворца, проект которого был предложен зодчим И. Браунштейном, и отделке его внутреннего убранства активно участвовали архитектор Н. Пино и мастера Я. Неупокоев и А. Кардасье.

 

Название своё дворец Марли заимствовал из французского, так же как Эрмитаж и Монплезир. Пётр I, путешествуя по Франции, посетил находящуюся в пригороде Парижа одну из многочисленных резиденций французского короля Людовика XIV и остался впечатлён как самим дворцом, так и его наименованием - Марли-ле-Руа.

 

К дворцу можно подойти по одной из трёх аллей: от фонтана Ева, Львиного Каскада либо павильона Эрмитаж. В дворцовый комплекс вошли также Марлинский пруд, Партерный сад, сад Венеры и Секторальные пруды. Последние были названы так из-за того, что пруд был разделён на части кирпичными перекрытиями.

 

В петровскую эпоху пруды, помимо своего прямого назначения, несли и дополнительную нагрузку: в них успешно приживались разнообразные сорта пресноводной рыбы, будь то карасики, судаки, карпы или сазаны. Приготовленные из них изысканные блюда подавались к царскому столу. Поразителен тот факт, что рыба была “выдрессирована” подплывать к месту её кормления по условному сигналу - звону колокольчика! Сад Венеры также не “бездействовал”: выращенные в нём ягоды и фрукты услащали монарший взыскательный вкус, а цветы в саду радовали глаз.

 

Форелей и осетров, плавающих в прудах сегодня, при желании могут выловить посетившие комплекс туристы – за определённую плату, безусловно. По первоначальному замыслу дворец Марли был предназначен для именитых гостей. Однако тридцать лет спустя дворец плавно трансформировался в музей-памятник Петру Великому: часть царского гардероба, количеством около трёхсот предметов, нашла своё прибежище в Гардеробной комнате на втором этаже. До сих пор сохранилась принадлежащая императору одежда, выставленная в музее. Часть её была перемещена в Эрмитаж ещё во времена правления Николая Первого.

 

Побывав во дворце Марли, вы составите представление о мебели петровской эпохи, о подарках, преподнесённых императору – к примеру, о цветных штофах, привезённых из Лондона и Данцига, о чём свидетельствуют нанесённые на них печати. Взор ваш будет скользить по многочисленным предметам быта, остановившись, возможно, на привезённых Петром из города Спа двух оригинальных флягах из стекла коричневого цвета. И сегодня можно полюбоваться оригинальными полотнами фламандских и голландских мастеров живописи XVII и XVIII веков. А в Чинаровой комнате вы сможете увидеть портреты отпрысков великого царя- Алексея, Петра, Елизаветы и Анны.

 

Время берёт своё, и, когда стены дворца Марли стали ветшать, его в 1899 г. переместили на новый фундамент. Работами, проводившимися с огромной бережностью, управлял инженер А. Семёнов. О трепетном отношении к реставрации исторического памятника свидетельствуют сохранившиеся подлинные фрагменты отделки. В начале Великой Отечественной войны, содержимое музея было вовремя эвакуировано, однако здание основательно пострадало от сброшенной бомбы замедленного действия. Фасад  был отреставрирован лишь к 1955 году.

 

В качестве музея дворцовый комплекс Марли открыт для посетителей с 1982 года.